Многие люди думают, что основная форма риска на дороге — превышение скорости или алкоголь. Однако одна из наиболее коварных причина ДТП — кратковременное засыпание водителя (микросон) — часто не замечается ни самим водителем, ни в официальных отчётах. Но его последствия могут быть столь же разрушительны, как при вождении в нетрезвом состоянии.
Почему кратковременное засыпание — это реальная угроза и причина ДТП
- Микросон — это крайне краткий эпизод сна (от долей секунды до нескольких секунд), когда мозг «отключается», хотя внешне водитель может казаться бодрствующим.
- В этот момент водитель фактически теряет контроль над рулём, не видит дорогу и не реагирует на внешние сигналы.
- На скорости 80–100 км/ч за 1–2 секунды автомобиль может проехать 20–50 метров без участия водителя.
- Даже без полного микросна утомление снижает скорость реакции и ухудшает внимание, что уже повышает опасность.
Связь микросна и причина ДТП: данные и исследования
Российские источники
- В исследовании «Оценка вероятности ДТП по причине усталости водителя» авторы используют статистику ГИБДД и строят модель «дерева отказов», показывая, как усталость влияет на внимание, реакцию и способность управлять автомобилем.
- В ряде сообщений МВД / ГИБДД отмечается, что в некоторых ДТП причиной становится несоблюдение режима труда и отдыха у водителей, хотя такие случаи не всегда явно фиксируются.
- В Татарстане, например, за первые три месяца 2024 года было зарегистрировано ДТП «по причине несоблюдения режима труда и отдыха», и представители ГИБДД подчёркивают, что водители недооценивают опасность переутомления.
- В новостных материалах название «усталость и переутомление» иногда выносится в качестве одной из причин ДТП — по данным опросов, около 20–22 % опрошенных указывают это как фактор аварий.
Зарубежные / научные исследования
- В США по оценкам NHTSA, десятки тысяч аварий ежегодно связаны с сонливостью водителя.
- В аналитике AAA и других организаций отмечается, что доля смертельных аварий, имеющих связь с уставшими водителями, за последние годы выросла до порядка 15–17 %.
- В обзоре по системам мониторинга водителя подчеркивается, что нарушение внимания и сонливость — важные параметры, которые можно отслеживать с помощью технологий (например, по морганию, поведению глаз)
- Исследование моделей вождения указывает, что возрастание «волатильности» управления (резкие колебания в скорости, дистанции) связано с повышенной вероятностью серьёзного ДТП.
Особенности в России: вызовы и пробелы
- Недостаточное отражение в статистике. Даже если в аварии виновник был уставшим, это не всегда фиксируется в отчёте как причина.
- Размытость причин. Часто утомление «усредняется» с другими факторами: невнимание, алкоголь, плохая дорога.
- Нехватка данных о микроснах. У микросна нет простого «свидетеля» — водитель может даже не осознать, что он «задремал».
- Разрыв между наукой и практикой. Технологии контроля сонливости редко используются широко в легковых автомобилях, особенно в регионах.
- Ограниченность исследований. Немного работ, которые фокусируются конкретно на микросне и его роли в российских ДТП — чаще — общее понятие усталости.