Loader

Кратковременное засыпание как скрытая причина ДТП

Кратковременное засыпание как скрытая причина ДТП

Многие люди думают, что основная форма риска на дороге — превышение скорости или алкоголь. Однако одна из наиболее коварных причина ДТП — кратковременное засыпание водителя (микросон) — часто не замечается ни самим водителем, ни в официальных отчётах. Но его последствия могут быть столь же разрушительны, как при вождении в нетрезвом состоянии.

Почему кратковременное засыпание — это реальная угроза и причина ДТП

  • Микросон — это крайне краткий эпизод сна (от долей секунды до нескольких секунд), когда мозг «отключается», хотя внешне водитель может казаться бодрствующим.
  • В этот момент водитель фактически теряет контроль над рулём, не видит дорогу и не реагирует на внешние сигналы.
  • На скорости 80–100 км/ч за 1–2 секунды автомобиль может проехать 20–50 метров без участия водителя.
  • Даже без полного микросна утомление снижает скорость реакции и ухудшает внимание, что уже повышает опасность.

Связь микросна и причина ДТП: данные и исследования

Российские источники

  • В исследовании «Оценка вероятности ДТП по причине усталости водителя» авторы используют статистику ГИБДД и строят модель «дерева отказов», показывая, как усталость влияет на внимание, реакцию и способность управлять автомобилем.
  • В ряде сообщений МВД / ГИБДД отмечается, что в некоторых ДТП причиной становится несоблюдение режима труда и отдыха у водителей, хотя такие случаи не всегда явно фиксируются.
  • В Татарстане, например, за первые три месяца 2024 года было зарегистрировано ДТП «по причине несоблюдения режима труда и отдыха», и представители ГИБДД подчёркивают, что водители недооценивают опасность переутомления.
  • В новостных материалах название «усталость и переутомление» иногда выносится в качестве одной из причин ДТП — по данным опросов, около 20–22 % опрошенных указывают это как фактор аварий.

Зарубежные / научные исследования

  • В США по оценкам NHTSA, десятки тысяч аварий ежегодно связаны с сонливостью водителя.
  • В аналитике AAA и других организаций отмечается, что доля смертельных аварий, имеющих связь с уставшими водителями, за последние годы выросла до порядка 15–17 %.
  • В обзоре по системам мониторинга водителя подчеркивается, что нарушение внимания и сонливость — важные параметры, которые можно отслеживать с помощью технологий (например, по морганию, поведению глаз)
  • Исследование моделей вождения указывает, что возрастание «волатильности» управления (резкие колебания в скорости, дистанции) связано с повышенной вероятностью серьёзного ДТП.

Особенности в России: вызовы и пробелы

  • Недостаточное отражение в статистике. Даже если в аварии виновник был уставшим, это не всегда фиксируется в отчёте как причина.
  • Размытость причин. Часто утомление «усредняется» с другими факторами: невнимание, алкоголь, плохая дорога.
  • Нехватка данных о микроснах. У микросна нет простого «свидетеля» — водитель может даже не осознать, что он «задремал».
  • Разрыв между наукой и практикой. Технологии контроля сонливости редко используются широко в легковых автомобилях, особенно в регионах.
  • Ограниченность исследований. Немного работ, которые фокусируются конкретно на микросне и его роли в российских ДТП — чаще — общее понятие усталости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Top
Vehicle added!
The vehicle is already in the wishlist!